Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Деятельность школьного ученического самоуправления базируется на следующих принципах:
-
равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
-
выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
-
гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
-
законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
-
целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
-
ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета класса и Совета учащихся школы.
Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: начальный, классное самоуправление и школьное самоуправление.
1 уровень – начальный (4 класс).
В начальной школе самоуправление учащихся осуществляется на уровне пропедевтики, преимущественно под руководством учителя и учащихся, обучающихся в основной и старшей школе. В школе организована система кураторства восьмиклассников над четвероклассниками (принцип – выпускники одного классного руководителя). Восьмиклассники передают учащимся начальной школы опыт организации самоуправления в классе. Президент класса (восьмиклассник) совместно с учителем планирует проведение совместных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей, активности и ответственности в любом виде деятельности. Непосредственно комитеты ученического самоуправления в начальной школе не формируются. Теме не менее, классный руководитель может внутри класса организовывать временные группы для проведения тех или иных мероприятий (вместе с учащимися основной и старшей школы).
Подобная форма, с одной стороны, позволяет сохранить контроль классного руководителя над деятельностью классного коллектива, а с другой формировать у учащихся начальной школы навыки самостоятельного принятия и планирования своей деятельности, которые им потребуются в основной и старшей школе.
2 уровень – классное самоуправление.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.
Управляющий орган самоуправления - Совет класса, который проводится не реже одного раза в месяц (возможно использовать дистанционные технологии при организации заседаний Совета класса, а также использовать социальные сети при обсуждении тех или иных мероприятий).
В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.
Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классный руководитель с учетом рекомендаций Совета учащихся школы.
Классный руководитель осуществляет координацию деятельности самоуправления на уровне класса, а не подменяет ее своими инициативами и распоряжениями.
3 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет учащихся школы.
В состав Совета учащихся входит актив из числа представителей Совета класса (лидеров класса).
Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.
Система школьного самоуправления сочетает принципы коллегиальности и единоначалия. Наряду с Советами учащихся класса и школы осуществляют планирование деятельности школьного ученического самоуправления, его организацию и контроль президенты класса и школы. Президент класса избирается Советом класса на основании предложений классного руководителя. Президент школы избирается на Совете учащихся школы на основании предложений заместителя директора, курирующего воспитательную работу в школе.
Президент школы может входить в различные комиссии, организуемые в школе, как представитель школьного ученического самоуправления.
Президент школы может представлять школу в различных мероприятиях, организуемых на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях.
Содержание деятельности ученического самоуправления
-
Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
-
Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности.
-
Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
-
Ведущими видами деятельности являются:
-
познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
-
экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
-
спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
-
художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
-
шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
-
информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
-
профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;
-
краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий;
-
добровольческая деятельность – участие в волонтерском движении, мероприятий, связанных с добровольческим движением.
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления: на уровне школы – министерства, на уровне класса – комитеты.
Положение о школьном ученическом самоуправлении
Протокол № 1 заседаний Школьного Ученического Совета от 25 октября 2024 года
Отчет о работе школьного ученического самоуправления за 2023–2024 учебный год